Новые проекты

Земли между 1-й и 2-й МКАД давно стали центром особого притяжения. До не­давних пор здесь шло стихийное раз­витие: например, активно строилось жи­лье, а значит был приток людей. В том числе минчан, которые решали жилищные про­блемы, поселившись вблизи столицы. По сути, многие поселки вокруг Минска дав­но стали полноценными средними городами, по размерам превосходя­щими некоторые рай­центры страны. Но такое развитие породило и про­блемы: жилье росло, а соци­альные объекты — в дефици­те, существенно отличалась от столичной инженерно-транспортная инфраструктура. При этом столица имела виды на эти территории как резервные для своего развития, но влиять на процесс освоения не могла — зем­лей распоряжается Минская область.

 

В общем, давно шла речь о том, чтобы придать этой зоне особый статус и любое строительство вести при условии взаимно­го согласования столичных и областных вла­стей. Вместо хаотичной застройки предло­жить четкую программу действий. Для этого был разработан градостроительный доку­мент — схема планировки территории в границах между 2-й МКАД и перспективной городской черты Минска. В конце 2019 года документ утвержден совместным решением Миноблисполкома и Мингорисполкома.

gallery/MK-№-39-ot-07

Цель проекта — обеспечить баланс интересов Минска и Минской области на этой территории, — рассказывает директор БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА Александр Хижняк. — Перед разработчиками стояли задачи проанализировать современное использование земель, определить основные планировочные ограничения, разработать модель развития. Определить функциональные зоны, принципы организации транс­портной, инженерной, социальной инфраструктуры. Возможно, в перспективе эти земли понадобятся для развития Минска. Поэтому здесь нужно учесть объекты, нуж­ные столице, например коридоры новых транспортных магистралей и прочее.

 

Жильё и люди

На начало 2017-го на территории прожи­вали более 189 тысяч человек. Места рас­селения — 221 сельский населенный пункт и 2 городских — Заславль и Мачулищи. Из сельских поселений встречаются весьма крупные: Ратомка, Боровляны, Копище, Ждановичи, Колодищи. Например, Боровляны с окрестными поселками перешагнули 40-ты­сячный рубеж, что сопоставимо с вполне приличным городом.

 

А что же перспектива? Проектом установ­лена максимальная численность населения, которую могут принять населенные пункты в границах между 1-й и 2-й кольцевыми до­рогами. Это 346 тысяч человек к 2030-му.

 

Прогнозируемый рост на­селения до 2030 года может со­ставить 183 %, — считает глав­ный архитектор проекта Дарья Мороз. — Он ожидается как за счет мигрантов из других реги­онов республики, стремящих­ся переселиться ближе к сто­лице, так и минчан, желающих приобрести участки для уса­дебных домов или более де­шевое жилье в многоквартир­ном фонде.

 

Понятно, что с приростом населения свя­заны и предполагаемые максимальные объе­мы жилищного строительства. В проекте за­ложены такие цифры: к 2025 году (на первую очередь) жилой фонд может пополниться на 2,2 млн м2, к 2030-му — еще на 3,8 млн м2.

 

Речь идет не об освоении новых тер­риторий, а о застройке свободных участков в границах населенных пунктов, — делится Дарья Мороз. — По структуре жилье пла­нируется как усадебное, так и многоквартирное, примерно в равных пропорциях. При этом в многоквартирном строительстве упор делается на мало- и среднеэтаж­ные здания (до 5 этажей). Многоэтажная за­стройка (от 6 и выше) не планируется. Исключение — уже реализуемые проекты в Копище на внешней стороне МКАД и рай­он Зеленая Гавань возле Колодищ.

 

Инфраструктура

— Не секрет, что она на всей территории существенно отстает от столичной, поэтому ставится задача равномерного обеспечения людей не только жильем, но и социально га­рантированными объектами, — рассказыва­ет Александр Хижняк. — В рамках проекта наши специалисты дополнительно сделали 2 работы: схемы размещения детских садов и школ, а также учреждений здравоохранения, чтобы определить, сколько их нужно и где они должны размещаться. Участки для та­ких объектов официально зарезервированы и не подлежат застройке под иные функции. Помимо этого просчитана потребность на­селения в учреждениях культуры, торговли, общепита. Понятно: одновременно они не появятся, для возведения требуются прилич­ные ресурсы, но главное определить количество, место расположения и закрепить тер­ритории, сохранив их от другой застройки.

В градостроительном проекте намечены и первоочередные мероприятия по разви­тию инженерной и транспортной инфра­структуры. Например, предусмотрена ре­конструкция дорог: М-3 «Минск-Витебск», Р-80 «Слобода-Паперня»; Н-9031 «Колодищи-Заславль», автодорог местного значе­ния и прочее. Продуманы мероприятия по развитию газоснабжения (реконструкция и закольцовка газораспределительных станций), строительство станций обезжелезивания воды. Предусмотрено создание регионального мусороперерабатыващего комплекса на базе полигона Северный-2.

 

Важно: для крупных сельских населенных пунктов применены нормы, действующие для малых и средних городов. А это зна­чит, что изначально в проекте закладывают­ся более комфортные условия проживания.

 

Сектора по функциям

Понятно: помимо жилья и объектов об­служивания людям нужны и дополнитель­ные рабочие места, нужна стратегия эко­номического развития всей зоны. Об этом проектировщики тоже подумали. Поэто­му проанализировали всю территорию и разбили ее на 7 функциональных секторов: Гатовский — промышленный, Колодищанский — общественно-жилой с развитой производственной функци­ей, Сеницкий — аграрный, Щомыслицкий — аграрно-логистический, Больше­вистский — аграрно-рекреационный, Ждановичский — рекреационный и Боровлянский — научно-медицинский.

 

Исходя из такого деления, и определяется перспективное социально-экономическое назначение каждого сектора. Оно не новое, а исторически сложившееся. Так максимально сохраняются существующие сельскохозяйст­венные угодья — 50 тысяч га плодородных земель, основная часть которых сегодня возделывается. В отдельных населенных пунктах определены участки для возможного созда­ния небольших производств с минимальной санитарно-защитной зоной (до 50 м). Полу­чат дальнейшее развитие логистическое, ре­креационное направления.

 

А вот природоохранные зоны — заказ­ники Прилепский, Юхновка, Глебовка, Со­колиный — останутся в неизменном виде, поскольку закреплен их охранный статус.

 

Процесс пошёл

Планы — вещь нужная. Но что конкретно по ним будет делаться? Есть ли движение?

 

Как поясняют специалисты БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА, в дополнение к выполнен­ному проекту нужна градостроительная документация на крупные населенные пункты, чтобы более детально определить их разви­тие. Такие документы уже разрабатываются.

 

— Завершен генплан агрогородка Лес­ной — деревни Боровляны, городско­го поселка Мачулищи, агрогородков Атолино, Ратомки. Разрабатываются генпланы агрогородков Сеницы, Прилуки, Колодищ, Гатово. Минская область фактиче­ски реализует основные положения наше­го документа, — констатирует Александр Хижняк. — Только в Колодищах зарезерви­рованы места для 7 детских садов, 4 школ. Два дошкольных заведения и школа уже строятся. Предусмотрена и поликлиника. В Боровлянах по поручению Главы государ­ства один из детских садов будут строить за счет столичного бюджета, объект вклю­чен в Инвестиционную программу Минска.

 

Ольга Жарина

Минский Курьер, 7 апреля 2020, №39(3401)